Места в Петербурге, которые нужно посетить хотя бы раз в жизни.
В Северной столице есть множество интереснейших мест.
Ниже представлена небольшая подборка доминант города, которые просто нельзя пропустить, посещая этот прекрасный город.
1) Исаакиевский собор.
Первый собор на Исаакиевской площади появился ещё в петровские времена, так как рабочим из Адмиралтейства нужно было своё культовое сооружение. Нынешний Исаакий — четвёртый и крупнейший в городе. До сих пор он является одним из самых высоких зданий в Петербурге (204 метра). Его строили при трёх государях. Свой проект талантливый молодой архитектор Огюст Монферран подавал ещё Александру I в 1818 году, рядом со строящимся храмом происходило восстание декабристов, главным куратором строительства был Николай I, который не дожил до освящения собора. Одно из самых сложных сооружений в истории Петербурга, ресурсы для строительства которого везли со всей страны, было окончено только в 1858 году. Его блистательный автор, который за 40 лет успел изменить облик Петербурга, умер практически сразу после освящения собора. Во многом из-за этого до сих пор ходит легенда о том, что Монферрану нагадали, что он умрёт, как только закончит строительство Исаакия, и что именно поэтому строительство собора было столь долгим. Пока Исаакий — всё ещё музей. Там всё ещё хранятся важные артефакты вроде маятника Фуко, которые стоит увидеть. А ещё стоит обязательно подняться на колоннаду собора и посмотреть на город сверху, напомнив себе, что Петербург особенно прекрасен с высоты птичьего полёта.
Место: М. Адмиралтейская, Исаакиевская пл., 4.
2) Эрмитаж и Дворцовая площадь.
Ансамбль Дворцовой образуют императорский Зимний дворец, здание Гвардейского корпуса, здание Главного штаба с Триумфальной аркой и Александровская колонна. Надо сказать, что прежде тут был луг, на нём паслись коровы, а нынешним лоском Дворцовая обязана эпохе Александра I, когда огромную площадь привели к единому стилю, а Монферран возвёл знаменитый Александрийский столп, ставший новой доминантой. На посещение Эрмитажа и Главного штаба следует потратить не один день: числу экспонатов в шикарных залах счёту нет. Впрочем, и одного посещения будет достаточно, чтобы проникнуться атмосферой главных хранилищ искусства в городе на Неве, представить будние дни августейших особ, управлявших страной в прошлом.
Место: М. Адмиралтейская, Дворцовая пл.
3) Набережная Зимней канавки.
Петербург — город мостов и набережных. Горожанам без прогулок у воды под успокаивающий шелест Невы просто не обойтись, а туристы так или иначе хоть раз да выйдут к водной артерии Северной столицы, чтобы как минимум полюбоваться на разведение мостов. Тут-то они и начинают понимать город. Но чтобы прочувствовать особую петербургскую романтику, предлагаем прогуляться вдоль набережной Зимней канавки. Это небольшой канал, соединяющий Неву и Мойку около Зимнего дворца. Зимняя канавка прославилась трагичной историей бедной Лизы, которая прыгнула с моста, держа в руках портрет любимого. Эта история настолько поразила великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, что он решил вставить в свою новую оперу «Пиковая дама» сцену самоубийства девушки. Впрочем, сегодня об этом никто не вспоминает, зато бывают здесь истинные романтики, которые ловят рассвет, пробивающийся из-под арки прежде, чем заполнить городские улицы. И всё это великолепие дополняют крики чаек — напоминание о том, что живут петербуржцы у моря.
Место: М. Адмиралтейская, наб. Зимней канавки.
4) Звонница Смольного собора.
Растрелли начинает строительство собора по приказу императрицы Елизаветы в 1748 году. Смольный собор стал для архитектора символом нарушения европейских барочных традиций. Он смог не только привнести в постройку традиции европейского зодчества, но и вспомнить русские традиции, используя их для придания собору строгости и торжественности. Даже Джакомо Кваренги, автор Смольного института, когда проходил мимо собора, неизменно восклицал, снимая шляпу: «Вот это храм!» Впрочем, любоваться мы предлагаем не только храмом, но и городом с высоты храма, взобравшись на соборную звонницу. Покорить высоты Смольного стремится заметно меньше туристов, отчего тут дышится свободнее, да и ракурс совсем другой. С помощью бесплатных бинокуляров можно рассмотреть, например, Петроградскую сторону, проследить, как по Неве плывут многочисленные кораблики.
Место: М. Чернышевская, пл. Растрелли, 1.
5) Крейсер «Аврора».
Этот крейсер был в советское время более известен, как символ революции, а теперь сюда ходят, чтобы посмотреть на красочную экспозицию, посвященную одной из самых трагичных страниц истории российского флота — истории начала XX века: его экипаж был свидетелем всех печальных событий, обрушившихся на Россию в те времена. Можно даже не ходить по каютам: мощь и стать корабля легко ощутить, даже стоя на палубе. Впрочем, внутри посетителей ждут девять залов (до реставрации «Авроры» их было шесть) с современными мультимедийными инсталляциями. Они перенесут зрителя во времени и позволят с головой погрузиться в события, в которых довелось участвовать крейсеру.
Место: М. Горьковская, Петроградская наб.
6) «Елисеевский» магазин.
На углу с Невским стоит знаменитый «Елисеевский» магазин, где не только можно красочной витриной полюбоваться, но и при желании отведать вкусной выпечки. За сто рублей эклеры тут подают замечательные — они не только тают во рту, но и оформлены со всем лоском исторического магазина. Здание спроектировал один из крупнейших архитекторов и общественных деятелей конца XIX — начала XX века Г.В. Барановский. К слову, в советскую эпоху «Елисеевский» магазин на Невском проспекте, 56 именовался «Гастроном № 1» — правда, никто его и тогда так не называл.
Место: М. Гостиный двор, Невский пр., 56/8.
7) Храм Спаса на Крови.
Одно из самых странных архитектурных сооружений в Петербурге. Расположенный среди памятников эпохи ампира и классицизма, он выглядит инородным телом, детищем эпохи правления самого-русского-царя Александра Третьего, больше подходящим для Москвы, нежели для Петербурга. Александр Третий повелел построить этот храм на месте гибели его отца от бомбы террористов на Екатерининском канале. Спроектированный архитектором Альфредом Парландом, он был открыт только в 1907 году в присутствии внука Александра Второго Николая Второго. Внутри самого собора находится кусок брусчатки, сохранившийся с 1 марта 1881 года.
Место: М. Невский пр., наб. Канала Грибоедова, 2.
8) Витебский вокзал.
Именно здесь началась история российских железных дорог, когда в 1837 году отсюда отправился первый поезд до Царского Села. Поначалу тут было обычное одноэтажное деревянное здание, больше напоминающее станцию в небольшом городке. Потом архитектор Тон (автор Московского вокзала) построил здание в классическом стиле. Но оно пришло в негодность, и в 1904 году по проекту архитектора Бржезовского тут выстроили громадный вокзальный комплекс в стиле модерн. Нынешний Витебский вокзал и сейчас не уступает по красоте европейским. Ажурные решётки, модернистское оформление, многообразие архитектурных форм, подчас далёких от привычного для Петербурга классицизма — всё это было в новинку, уникальным для тогдашней России. Тут даже есть лифты (платформа находится на втором этаже), которые, правда, сейчас уже не работают.
Место: М. Пушкинская, Загородный проспект, 52.
9) Александро-Невская лавра.
Духовный центр Петербурга. Постройка Александро-Невского монастыря была начата еще Петром Великим. В 1797 монастырь получил статус лавры. До наших дней сохранились только три церкви, остальные были разобраны или перестроены за годы правления большевиков. Сразу за Александро-Невской лаврой располагается Духовная Семинария — высшее учебное заведение Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, готовящее священно- и церковнослужителей.
Место: М. Площадь Александра Невского, наб. реки Монастырки, 1.
10) Петропавловская крепость.
Петропавловская крепость — крепость в Санкт-Петербурге, расположенная на Заячьем острове, историческое ядро города. Официальное название — Санкт-Петербургская, в 1914—1917 годах — Петроградская крепость.
Место: М. Горьковская, Петропавловская крепость, 3.
Текст подготовили: "Everything".
Авторы фото: Михаил Зефиров, Александр Петросян, Иван Смелов, Сергей Дегтярёв, Евгений Шелепин, Андрей Михайлов, Alexsandrkonovodov, Ekaterina Mohnachewa.